История Fiat / Фиат

Fiat

История ФИАТа начинается в 1898 году, когда инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключили договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о разработке нового автомобиля на вновь создаваемой фирме. До этого Чейрано в своей маленькой мастерской неподалеку от дома влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов. Прототип первого автомобиля «Веллейс» (Welleyes), который был готов в марте 1899 года, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). На нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 см3 и 2-ступенчатую коробку передач.

Четыре месяца спустя «Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине» (Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно F.I.А.Т. (Ф.И.А.Т.), купила фирму «Чейрано». Новой компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место и для многих сотрудников «Чейрано», среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча. Первым ФИА-Том стал автомобиль, построенный на фирме «Чейрано», но уже с иным оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с расположенным сзади.

В 1901 году технический директор ФИАТа заказал Фаччиоли разработку новой модели с двигателем установленным спереди, но тот отказался. В 1902-м инженер Энрико (Enrico) создал более мощный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 л, в котором явно просматривалось сходство с «Мерседесом» (Mercedes). В 1904 году деревянную раму заменили на стальную, а сцепление практически скопировали с «Мерседеса». Тогда же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей с 4-цилиндровым мотором в 10082 см3 мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом, с водяным охлаждением.

В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии Ф.И.А.Т., с этого времени оно официально пишется ФИАТ. Годом позже ФИАТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 11034 см3 и пневматическим стартером. Первым ФИАТом, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году «Дзеро» (Zero) с мотором рабочим объемом 1846 см3. После окончания первой мировой войны появился серийный ФИАТ-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. ФИАТ-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем. Кроме подобных неприхотливых и массовых автомобилей, фирма производила более сложные и дорогие модели. Например, «Супер-ФИАТ» —

роскошный автомобиль с 12-цилиндровым 6,8-литровым мотором, который, правда, не был принят покупателями: с 1921 по 1923 год построили всего 30 экземпляров. Несмотря на это, ФИАТ повторил попытку завоевать место в секторе престижных машин, на этот раз с моделью «519», оснащенной 6-цилиндровым двигателем меньших размеров рабочим объемом 4,8 л и гидромеханическим усилителем тормозов. Ее выпускали до 1929 года.

В 1925-м ФИАТ представил более современный и легкий автомобиль «509» с мотором всего в 990 см3 с верхним распределительным валом. В 1929 году его сменила более мощная модель «514» с двигателем в 1440 см3, которая, не имела коммерческого успеха, хотя немецкая фирма НСУ (NSU) купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой НСУ-ФИАТ. В конце 20-х ФИАТ выпустил комфортабельные модели «521» и «525» с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см3. Модель «521» являлась первым автомобилем марки ФИАТ с гидравлическим приводом тормозов. В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели «508 Балилла» (Balilla), названной в честь молодежной фашистской организации Италии. Она оснащалась 4-цилиндровым двигателем в 995 см3 с верхними клапанами мощностью 25 л.с. в стандартном исполнении. Спортивный вариант этой машины с элегантным кузовом фирмы «Тиа»(Ghia) имел форсированный мотор в 35 л.с. По лицензии «Балилла» выпускалась также фирмой НСУ в Германии, чешской фирмой «Вальтер» (Walter) и в Польше под маркой «Польски-ФИАТ» (Polski-FIAT). С лицензионного производства «Балиллы» начинала свою деятельность и французская СИМКА (SIMCA).

Для новой модели «1500» в 1936 году ФИАТ использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэродинамичный кузов и независимую подвеску передних колес системы «Дюбоннэ» (Dubonnet). В конце того же года появился эпохальный «ФИАТ-500 Тополино» (Topolino) с небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 см3, который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 км/ч. Этот 2-местный автомобиль нес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач. Все это, при низкой цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений &laquТополиноo;» выпускали до 1948 года.

В 1937-м появился ФИАТ-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели «508». Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. Максимальная скорость достигала 113 км/ч. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией «ФИАТа», но, выпустив роскошный автомобиль ФИАТ-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см3, концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

После второй мировой ФИАТ долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель «1400» с несущим кузовом и короткоходным двигателем (диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 55 мм). В 1952-м на рынок поступил спортивный автомобиль «V8», производившийся малыми сериями. Машину оснастили 8-цилин-дровым V-образным 2-литровым двигателем. Кузов разрабатывала фирма «Тиа» (Ghia). В 1953 году появился обновленный вариант довоенного ФИАТ-1100 —

модель «Нуова-1100» (Nuova) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию «500С Тополино» сменила модель «600», принесшая ФИАТу еще большую известность. В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см3, превысили миллион экземпляров.

Всемирную славу ФИАТу принесла микролитражка «Нуова-500» с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см3, выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель «126».

Концептуально схожий с моделями «500» и «600», заднемоторный ФИАТ-850, являясь автомобилем более высокого класса, имел уже рядный 4-цилиндровый двигатель. Популярная модель 1966 года —

ФИАТ-124 с двигателем в 1197 см3 —

стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции ФИАТа спортивные «Дино Спидер» (Dino Spider) и «Дино Купе» (Dino Coupe), разработанные в содружестве с фирмой «Феррари» (Ferrari), оснащенные мотором «Дино» V6 рабочим объемом 1987 см3. В 1967 году началось производство седана ФИАТ-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см3 с двумя верхними распределительными валами. Видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой «Польски-ФИАТ». Параллельно некоторое время выпускались модели «1500L» (1481 см3), «1800В» (1795 см3) и «2300» (2279 см3). В 1969-м ФИАТ присоединил к себе фирмы «Лянча» и «Феррари», а через два года —

«Абарт» (Abarth). Тогда же состоялась эпохальная для ФИАТа премьера первого переднеприводного автомобиля модели «128», а также демонстрация мощного комфортабельного седана «130», оснащенного двигателем V6 в 2866 см3 мощностью 160 л.с. и автоматической коробкой передач.

В 1971 году концерн выпустил очередную переднепри-водную модель «127» с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 см3. Более просторный ФИАТ-128 поступил в продажу с моторами в 1116 и 1290 см3. Вскоре ФИАТ-124 заменили на «131 Мирафьори» (Miration) —

по названию головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали с двигателями в 1297 или 1585 см3 в различных комплектациях. В продажу поступила также его спортивная версия «Абарт» для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач.

Социальные исследования ФИАТа в 70-х годах показали, что в обществе изменилось представление о «народном автомобиле», который теперь имел право стать более солидным и дорогим. Эту роль неплохо исполнял легкий ФИАТ-126, но руководство концерна решило запустить в серийное производство довольно комфортабельный и дорогой ФИАТ-132 с 4-цилиндро-выми двигателями в 1585 и 1995 см3. И все же крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.

Двухместному спортивному автомобилю «Х1/9», представленному в 1973 году, по концепции ФИАТа отводилась роль «спортивного народного автомобиля». Его отличали оригинальный дизайн и центральное расположение двигателя рабочим объемом 1290 см3, который с 1978 года увеличен до 1498 см3. Несмотря на оригинальность и невысокую цену, спрос на него оказался также невысоким.

В 1980 году ФИАТ приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная «Панда» (Panda) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель «Панда-30» оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см3 воздушного охлаждения, а на «Панде-45» стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см3 жидкостного охлаждения. Позднее серия«Панда» пополнилась модификацией с приводом на все колеса.

В январе 1983 года ФИАТ представил массовый автомобиль «Уно» (Uno), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы — 1000 млрд. лир. В 1984-м за ним последовала «Регата» (Regata) — седан на базе двухобъемного «Ритмо» (Ritmo), который в свою очередь сменила модель «Мирафьори». Годом позже концерн представил замену устаревшему ФИАТ-132 — комфортабельный переднеприводный седан «Крома» (Croma), ставший первым итогом совместной деятельности фирм ФИАТ, «Лянча» и шведской СААБ (SAAB). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонадду-вом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси «Кромы» были идентичны машинам «Лянча Тема» (Thema) и СААБ-9000. Компактный «Ритмо» в 1988 году сменила оригинально стилизованная двухобъемная модель «Типо» (Tipo), вызвавшая одновременно очень много нареканий и подражаний. С двухлетней задержкой на базе «Типо» выпустили 4-дверный седан «Темпра» (Tempra), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.

В 1992-м ФИАТ показал компактный микролитражный автомобиль ;«Чинкуеченто» (Cinquecento), в переводе просто «пятисотый», продолживший серию народных автомобилей, начатую простенькими «Тополино» и ФИАТ-500. 1993 год ознаменовался появлением популярного сегодня в Европе семейства моделей особо малого класса «Пунто» (Punto) и спортивного автомобиля «Купе»(Coupe)с кузовом «Пининфарина» (Pininfarina), за которым последовал небольшой 2-местный кабриолет «Баркетта» (Barchetta), созданный на шасси «Пунто». В 1995-м гамму малого класса «Типо» заменило новое вполне удачное семейство «Браво» (Bravo) и «Брава» (Brava) —

технически идентичные машины с трех- и пятидверными кузовами. В конце 1996 года семейство пополнилось седаном «Мареа» (Магеа), заменившим «Темпру» и «Крому». Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости «Улисс» (Ulysse).

Экспансия ФИАТа на мировом автомобильном рынке привела к появлению в 1996 году нового семейства — «Палио» (Palio), названного "всемирным автомобилем" и предназначенного для производства в развивающихся странах.



Комментарии


Сравнение комплектаций