История ВАЗ

ВАЗ-Lada

Официальное наименование: полное — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ», краткое — ОАО «АвтоВАЗ». Российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Лада». Предыдущее название — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).

Само предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.

Выпуск автомобилей на одного работника составляет около 5 автомобилей в год. При соизмеримом количестве сотрудников у Renault S. A. этот показатель равен 19 автомобилей в год, а у Honda Motor — 25 автомобилей и 88 мотоциклов в год,.

ОАО «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

История создания Волжского автомобильного завода восходит к 1960-м гг.

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин поставил задачу по строительству нового автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, а также обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. И уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

И уже 1 марта 1970 года цех сварки выдал первые 10 кузовов будущих автомобилей, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», имевшие конструктивные аналогии с итальянской моделью Fiat-124, но собранные из оригинальных комплектующих. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчетном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд. советских рублей.

В 1971 году на базе Волжского автозавода было образовано Волжское объединение по производству легковых автомобилей («АвтоВАЗ»). Цель создания — объединить поставщиков комплектующих для производства ВАЗовских малолитражек.

В состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:

  • Белебеевский завод «Автонормаль»;
  • Димитровградский автоагрегатный завод;
  • Скопинский автоагрегатный завод.

В наши дни сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АвтоВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.

Таким образом, 24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая выпускала 220 тысяч автомобилей в год.

16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль под маркой «ВАЗ».

10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля.

Указом Президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачева в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил Волжский автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра. А 4 сентября 1986 года правительством страны было принято решение о создании на Волжском автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея. Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

Также в 2001 году «АвтоВАЗ» совместно c General Motors и Европейским банком реконструкции и развития принял участие в создании совместного предприятия GM-AvtoVAZ. Совместное производство началось с выпуска автомобиля Chevrolet Niva и Chevrolet Viva.

В 2007 году началась ликвидация перекрестного владения акциями «АвтоВАЗа». Дочерние предприятия владели 66,5% акций «АвтоВАЗа»: АВВА имела долю 38,4%, ЗАО «ЦО АФК» — 26%, ЗАО «ИФК» — 2,1%. Сначала дочерние предприятия были присоединены к материнской компании, а затем акции миноритарных акционеров были конвертированы в акции «АвтоВАЗа». После этого ФГУП «Рособоронэкспорт» и «Тройка-Диалог» получили 75% + 1 акцию «АвтоВАЗа». В начале 2008 года блокпакет предприятия был продан Renault за 1 млрд долларов.

После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.

Таким образом, «АвтоВАЗ», получивший стратегического партнера в лице Renault, планирует полностью обновить модельный ряд на предприятии к 2013 году. А на сегодняшний день модельный ряд «АвтоВАЗ» подпадает под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В наши дни в состав производственных объектов ОАО «АвтоВАЗ» входят:

  • производство ремонта и обслуживания оборудования;
  • металлургическое производство;
  • прессовое производство;
  • сборочно-кузовное производство;
  • механосборочное производство;
  • производство пластмассовых изделий;
  • корпус вспомогательных цехов;
  • опытно-промышленное производство;
  • участок окраски кузовов.

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

Ранее завод выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».

В настоящее время «АвтоВАЗ» серийно выпускает следующие автомобили:

  • семейство «Lada Classic» («Лада Классик») — седаны с приводом на задние колеса, так называемая «классика»;
  • семейство «Lada Samara II» («Лада Самара II») — седан, 3-дверный и 5-дверный хэтчбеки с приводом на передние колеса;
  • семейство «Lada 110» («Лада 110») — 3-дверный хэтчбек («Лада 112») и универсал («Лада 111») с приводом на передние колеса;
  • «Lada 4×4» («Лада 4×4») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости, до 2005 года именовавшийся «Lada Niva» («Лада Нива»);
  • Лада Калина — очередное семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года;
  • Лада Приора с кузовами «седан» и «хэтчбек».

Серийно выпускаемые заводом двигатели:

  • модификации двигателя ВАЗ-2101 для «Лада Классик»;
  • модификации двигателя ВАЗ-2108 для «Лада Самара», «Лада 110» и «Калина»;
  • двигатель ВАЗ-2112 и его версии для «Лада 110», «Калина» и «Приора»;
  • версии двигателя ВАЗ-2121 для «Лада Нива»;
  • двигатель ВАЗ-1118 для «Лада Калина».

Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.

В 2009 году «АвтоВАЗ» планирует выпустить первую модель ВАЗа на базе Renault Logan, а к 2010—2011 годам — полностью обновить свой модельный ряд.

АвтоВАЗ всегда был и остается локомотивом технического прогресса для многих отраслей отечественной промышленности. Руководство автозавода уверено, что ОАО «АвтоВАЗ» сумеет сохранить лидирующее положение в российском автомобилестроении в обозримой перспективе.



Комментарии
Виталий Ответить

Сам являюсь владельцем новенькой Lada 4215;4 (покупал у дилера Альянс Плюс http://a-ms.ru/catalog/lada/21214/). Очень радует нынешний сервис и улучшенное качество самих авто.



Сравнение комплектаций