PROTON SATRIA. Если не важен престиж

Если не важен престиж

Трехдверный хэтчбек «Протон-Сатрия» — лицензионный «Mitsubishi DebonairКольт» предыдущего поколения, выпускаемый фирмой «Перусахан Отомобил Насиональ берхад» в Малайзии под маркой ”Протон«. Может быть оснащен 1,3-, 1,5-, 1,8-литровым бензиновым или 2-литровым дизельным двигателем с наддувом или без. В Россию поставляются только ”протоны« с бензиновым мотором 1,5 л и механической пяти- или автоматической трехступенчатой коробками передач. Комплектация — только GLSi.

Выбирая автомобиль, мы порой слишком критически подходим к техническим характеристикам и цене, зато обращаем мало внимания на сервис и эксплуатационные расходы. «Протоны» — экономичные, малообслуживаемые, к тому же с трехлетней (!) гарантией — могут привлечь именно этими качествами.

«Сатрия» — живой пример «биодизайна», или, проще говоря, типичный «обмылок» начала девяностых годов. Минимум индивидуальности, минимум спорных элементов, хорошая аэродинамика, скромные, но широко расставленные колеса 175/70 R13, немного блестящего хрома на решетке. С первого взгляда — приятное впечатление.

При ближайшем рассмотрении эмоции остаются положительными: добротная окраска, ровные зазоры, практически полное совпадение кузовных панелей, все наружные пластмассовые детали окрашены в цвет машины. Однако если приглядеться еще внимательнее, то малайзийское происхождение «Протона» даст о себе знать. Пережжены точки сварки на внутренней поверхности проема задней двери, обивка потолка над головой водителя вылезает из-под пластиковой окантовки, над педалью сцепления свисает пучок проводов — на мощность, как говорится, не влияет, но настораживает. Недочеты, правда, пытались устранить: обивка заботливо подклеена, а пучок подтянут черной изолентой. Похвально.

Здесь самое время поговорить о цене. 10250 долларов за современную «почти японскую» машину с центральным замком, иммобилайзером, подушкой безопасности водителя, кондиционером, гидроусилителем руля, электрическими стеклоподъемниками и магнитолой «Филипс» кажутся неплохим предложением. До полного набора не хватает только АБС тормозов и... задних подголовников. Зато гарантия — 3 года и 100 тыс. км пробега, 6 лет от сквозной коррозии кузова. Большинство производителей с гораздо более известными именами таких посулов россиянам старательно избегают.

Салон «Протона-Сатрия» невелик, а на заднем сиденье могут нормально расположиться только двое взрослых. При этом желательно, чтобы водитель и передний пассажир были ростом не выше среднего. Проход на заднее сиденье затруднен, так как передние не сдвигаются автоматически при складывании спинки. Также отсутствует «память» на ее наклон — посадив пассажира назад, придется регулироваться заново. Зато скромный объем багажника может быть увеличен за счет складных (по частям) спинки и подушки сиденья.

Неплохой диапазон регулировок сиденья по длине хорошо сочетается с изменяемым наклоном руля и подъемом подушки — даже водитель ростом 195 см сможет найти приемлемое положение, а чем меньше рост, тем удобнее посадка. К сожалению, короткая подушка сиденья всегда лежит горизонтально и не поддерживает бедра — в долгой поездке это не подарок. К удобству основных и дополнительных органов управления претензий нет — наработанные за десятилетия решения трудно оспорить. Можно лишь посетовать на низкое расположение педалей, отсутствие упора для левой ноги и слабую фиксацию рычага переключения передач. Это не затрудняет смену передач, но требует привыкания, как, впрочем, и необычайно легкие педали сцепления и газа. Тормозная педаль лишь немного туже, но позволяет достаточно уверенно дозировать замедление, а добиться блокировки колес на асфальте вовсе не так легко, как кажется. Руль очень легкий, не слишком информативный и к тому же на него передаются удары с колес.

К поведению «Протона» на дороге лучше всего подходит определение «безопасный»: он не провоцирует на резкий стиль езды, а устойчивость машины и сцепные качества шин ощутимо превосходят пределы «среднего» водителя. Другое дело подвеска: с одним водителем «Сатрия» на неровной дороге ведет себя так, будто какой-то шутник слегка испортил амортизаторы. Но с парой упитанных пассажиров на борту «Протон» становится весьма комфортабельным. Однако энергоемкость подвески в таком режиме не слишком велика, и волны на асфальте требуют повышенного внимания.

Длинноходный (75,5х82 мм) двигатель очень тяговит и обладает покладистым характером. Правда, растянутые в угоду экономичности передаточные числа не дают ему проявиться в полной мере. Относительно низкая степень сжатия (9,2:1) позволяет довольствоваться «92-м» бензином, однако «только из проверенных источников» — иначе чувствительный нейтрализатор совершит суицид. Дилер «на всякий случай» предлагает покупателям заливать «95-й». Минус мотора — повышенная вибрация на холостых оборотах при включенном кондиционере.

Кстати, о кондиционере. У него очень удобный «двухступенчатый» режим охлаждения, а малошумная система вентиляции позволяет одновременно направлять холодный воздух в лицо, теплый — в ноги или на стекла, что редко встречается даже на более солидных машинах.

Касаясь эксплуатации, стоит занести в актив невысокие (на «шкодовском» уровне) цены на запчасти (кроме топливной аппаратуры), полноразмерную запаску. Минусы — отсутствие на борту какого-либо инструмента (кроме домкрата и баллонного ключа) и «беззащитный» картер. Впрочем, защита может быть установлена дилером за доплату в $150. Периодичность обслуживания — раз за 10 тыс. км, обкаточные ТО-1000 и ТО-5000 выполняются бесплатно, стоимость нормо-часа — $34. К сожалению, «протоны» обслуживает пока единственная СТО в Москве, однако многие части взаимозаменяемы с аналогичными от «Мицубиси».

+ Высокий уровень стандартного оснащения, тяговитый и экономичный мотор, низкий уровень шума, эффективная вентиляция и отопление, легкое управление, большая гарантия, разумные цены на обслуживание и запасные части.

- «Двойственность» подвески, маленький багажник, нет регулировки верхней точки крепления ремней, неудобное заднее сиденье, плохое освещение салона, сервис только в Москве.

Техническая характеристика

Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 965 кг; полная масса — 1370 кг; максимальная скорость — 174 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 12,1 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах — 6,5, 10,5 л/100 км; запас топлива — 50 л; топливо - АИ-92, 95 неэтилированный. Размеры, мм: длина — 3990; ширина — 1685; высота — 1385; база — 2440; колея спереди/сзади — 1450/1460; дорожный просвет — 150; объем багажника — 245 л; радиус поворота — 4,9 м. Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, с тремя клапанами на цилиндр, одним распредвалом, распределенным впрыском, расположен спереди поперечно; рабочий объем — 1468 смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 75,5х82 мм; степень сжатия — 9,2; мощность — 64 кВт/87 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент — 124 Н.м при 3000 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,36; II — 1,95; III — 1,29; IV — 0,94; V — 0,78; з. х. — 3,08; главная передача — 3,94. Подвеска: независимая, спереди — типа «Мак-Ферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади — многорычажная. Тормоза: с вакуумным усилителем, спереди — дисковые вентилируемые, сзади — барабанные. Рулевое управление: реечное с усилителем. Шины: 175/70R13.

Резюме

Если ваша забота — не показной престиж, а удобное транспортное средство для города, проявите интерес к «Протону-Сатрия».



Комментарии


Сравнение комплектаций