Тип кузова автомобиля
Что такое кузов?
Кузов автомобиля можно определить как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания. Форма кузова — отражение существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля.
Разнообразие форм
Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, шестью и больше различных кузовов.
Функциональное назначение
Попробуйте дать определение кузову «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественника ЗАЗ-966. Или, например, можно ли назвать кузов «Нивы» универсалом?
С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек, то есть с дверцей в задней стенке.
В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седан — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четырех- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже с вагонной компоновкой. В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски «выемка», «зарубка», «вырез»), во втором — фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).
Вот почему ЗАЗ-968 правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.
Впрочем, сколько людей — столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.
Кузов по ОСТу
С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей.
Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.
Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.
Седан
(USA — Sedan, GB — Saloon, F — Berline, D — Limousine, I — Berlina)
Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя (шестью) боковыми дверями.
Седан-нотчбек c двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов.
Купе
(Coupe, Gran Turismo)
Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений.
Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо проще и понятнее можно изложить так: «2—7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений».
Хардтоп-седан
(Hardtop Sedan, Sport Sedan)
Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.
Хардтоп-купе
(Hardtop Coupe)
Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
Фастбек
(Fastback, D — Fliessheck)
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.
Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.
Лимузин
(D — Pullman)
Пассажирский кузов, имеющий перегородку с открывающимся окном за первым рядом сидений.
Ландо
(Landaulet, Landaulette)
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.
Кабриолет
(Cabriolet)
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.
По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между боковыми окнами.
Фаэтон
(Phaeton, Convertible)
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.
В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета — 4—6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.
Фаэтон-универсал
(D — Universal Mehrzweck Fahrzeug)
Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).
Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси».
Бескапотный кузов
Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.
Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение.
Фургон
(USA, GB — Van, D — Kastenwagen, F — Fourgonette)
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.
В 80—90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.
Комби
(Hatchback, D — Heckklappenlimousine)
Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях).
Название, ясно указывающее на происхождение и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет выпуск модели «ИЖ-Комби». Гораздо большее распространение получило иностранное слово «хэтчбек», дословно — «дверца сзади».
Универсал
(USA — Station Wagon, GB — Estate car, F — Break, D — Kombi, I — Giardinera)
Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задние ряды сидений — складывающиеся).
Жесткое определение «двухобъемный» представляется в данном случае лишним — что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример — «Рено-Эспас» или «Мицубиси-Спейс Гир», самые настоящие однообъемные универсалы.
Кабриолет-хардтоп
(Hardtop Cabriolet)
Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
Родстер
(Roadster, Spider)
Пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом.
Брогам
(Brougham, Coupe de Ville)
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.
Тарга
(Targa)
Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.
Пикап
(Pick-up)
Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.
Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает в том числе и «подбирать», «подхватить».